Испытано на себеАвтопробег "Одноклассники-2010"Корреспондент "ТВР-Панорамы" вместе с семьей проехал пять тысяч километров через три страны на обычном "Жигуленке", чтобы встретиться со старыми друзьямиАндрей ЯкунинЧасть 1. Петрозаводск. Подготовка "экспедиции"Никогда прежде мы с семьей не ездили на авто дальше Санкт-Петербурга, а точнее его пригорода - Кронштадта, где живут родители жены. А этим летом решили воспользоваться приглашениями моих бывших одноклассников, один из которых живет в Беларуси, другой - на Украине, и осуществить автопробег под кодовым названием "Одноклассники-2010".
Школу мы закончили давно, 20 лет назад, а отношения возобновили благодаря популярным в наше время социальным сетям в интернете. Подготовка к путешествию началась со сбора информации. Оказалось, что загранпаспорта в "братские" республики не требуются, а детям нужны штампики о гражданстве в свидетельствах о рождении. В Миграционной службе, что на проспекте Невского, эту услугу оказывают бесплатно в недельный срок.
Деньги на отпуск, а затраты предстояли не очень большие, но и не маленькие, удалось взять в кредит в одном из банков. Наше семейное авто - ВАЗ-21074, в простонародье "семерку", 2005 года выпуска, тоже надо было подготовить к поездке. В автосервисе сделали диагностику двигателя, подвески, поменяли масло, устранили некоторые дефекты.
Часть 2. Начало. Петрозаводск-Кронштадт. 480 кмНаш автопробег стартовал из Петрозаводска 6 августа. Первая часть пути - знакома, от Петрозаводска едем на Питер по трассе М18. Карельский участок трассы в южном направлении всегда радует - отличный асфальт, хорошая разметка, понятные дорожные знаки и указатели. К сожалению, хорошая дорога всегда заканчивается одновременно с табличкой "Ленинградская область".
Далее 30-40 километров до Лодейного поля - отвратительный участок с ямами и ухабами, апофеозом которого является многострадальный мост через реку Свирь в Лодейном поле. Сколько лет ездим по этой дороге - этот мост все время ремонтируют, вот и сейчас движение ограничено, пропускают 15-20 минут в одном направлении, потом столько же в другом.
По сведениям дорожников, ремонт моста закончится этой осенью, а вот до участка, граничащего с Карелии, техника, к сожалению, дойдет еще не скоро. За Лодейкой вновь разгоняемся по хорошей дороге, но через час вновь вынужденная остановка из-за ремонта дороги. В районе Дусьево - укладывают асфальт и пропускают машины также лишь в одном направлении. Теряем около часа.
Больше препятствий не встречается и, не доезжая 10 километров до Санкт-Петербурга, сворачиваем на кольцевую автодорогу. КАД - удобная штука, можно разогнаться до 110 км/ч (есть знак "Автострада") и быстро преодолеть необходимо расстояние, минуя городские пробки. Меньше чем через час езды по "кольцевой" - мы у родственников в Кронштадте.
Тем из петрозаводчан, кто был на экскурсии в этом небольшом военно-морском городке на острове Котлин, знакомо ощущение - в Кроштадте чувствуешь себя так же, как в столице Карелии. Такой же центр города, дома похожей архитектуры, тот же проспект Ленина, ведущий к мощеной набережной с пушками на постаментах и памятником Петру I. Кстати, даже кронштадтские пушки - наши, карельские, есть на постаментах таблички, указывающие, что отлиты они в XIX веке на Александровских заводах Олонецкой губернии.
Вложение:
IMG_5041.jpg
А вот что отличается - это чистота улиц и дворов. Поливальные машины участвуют в уборке Кронштадта не только по праздникам, как в Петрозаводске, а каждый день, и ездят не только по центральным улицам, а заезжают в каждый двор и переулок. Габаритный мусор, у нас неделями скапливающийся рядом с мусорными баками, в Кронштадте убирается каждый день, для этого за обычной мусорной машиной едет специальный трактор. Странное дело: вроде и мы платим отдельной строкой за вывоз мусора, но стесняемся, что ли, пожаловаться на нерадивых исполнителей в жилищную инспекцию или другие контролирующие органы.
Часть 3. Кронштадт-Светлогорск. 1050 кмОтдохнув несколько дней у родни, мы настроились на следующий этап автопробега. Нам предстояло проехать Ленинградскую и Псковскую область, пересечь границу с Беларусью и проехать всю братскую республику с севера на юг до небольшого городка Светлогорск, что в Гомельской области, где живет мой бывший одноклассник Сергей.
В страховой компании покупаем "зеленую карту" - специальную автомобильную страховку. Для таких путешественников по ближнему зарубежью, как мы, есть спецпредложение - "Украина-Молдова-Беларусь" - сроком на 2 недели стоит всего 450 рублей.
Днем 11 августа вновь выезжаем на КАД, теперь нам нужно выехать на Пулковское шоссе, а затем - на трассу Е-95 ("Санкт-Петербург - Одесса"). Через несколько часов достигаем отворотки на Псков и не упускаем шанс побродить вечером по территории старого Псковского Кремля.
Вновь возвращаемся на трассу, к ночи - мы на границе Россия-Беларусь. По совету друзей заправляемся "по полной" - бак и 20-литровую канистру - на российской стороне. Бензин в Беларуси - на 5-6 рублей дороже. Паспортный контроль с российской стороны, пожелание счастливого пути и вот "Езерище" - белорусская таможня. Никакого досмотра нет - ведь у нас теперь Таможенный союз, нам предлагают только оформить документы на транзит (ведь мы едем по Беларуси дальше, на Украину). В специальном киоске оформляют транзитную квитанцию, на 1 сутки стоимость проезда по Беларуси - 153 рубля, до 3 суток - 453 рубля. Нам повезло, что приехали на таможню ночью - никаких очередей нет. Уставшие, валимся спать в салоне машины прямо на стоянке, уже на территории Беларуси.
Утром продолжаем путь. Названия населенных пунктов написаны по-белорусски, поэтому приходится немного привыкать к тому, что "Осиновка" это "Асiнаука", а "Андреевщина" - "Андрэеушчына".
Вложение:
IMG_5538.jpg
Едем по отличной трассе, поражаемся насколько все чисто и аккуратно. Автодороги в отличном состоянии, не только главные, но и второстепенные, деревеньки - аккуратные, ни намека на развалившееся жилье, поля убраны, снопы сложены, с раннего утра - все работают, у дорог никто не торгует. Красота!
Вложение:
IMG_5559.jpg
Наши белорусские друзья при встрече рассказали, почему в братской республике все в полном порядке: "Если вдруг батька узнает, у кого непорядок - расстрел!". Шутка, конечно, но нерадивых чиновников снимают с должности без промедления.
Через каждые 20-30 километров дороги - стоянки - домики, столики, костровище с запасом дров, контейнеры для мусора. Остальные въезды в лес перегорожены шлагбаумами. Несмотря на сухую и жаркую погоду, в белорусских лесах нет ни одного пожара.
Вложение:
IMG_5585.jpg
Когда мы спросили об этом друзей, нам ответили, что чиновникам лесного хозяйства в Беларуси только в страшном сне могло присниться, что в пожароопасный летний период они будут находиться в отпусках. Все на рабочих местах, лес вычищен от сухостоя, пожарные рвы и водоемы готовы, въезды в лес перегорожены - вот и пожаров нет. Понятно, что в маленькой стране навести порядок легче, но кто мешал в каждом отдельном регионе России местным властям навести порядок - непонятно...
Едем дальше, проезжаем Витебск, Могилев, Оршу. В каждом городе, в каждой деревне - памятники героям Великой Отечественной, видно как трепетно относятся белорусы к памяти героев войны, все мемориалы ухожены, везде - свежие венки, цветы. Не доезжая до Гомеля, сворачиваем на Светлогорск, к вечеру - уже дома у наших белорусских друзей.
Светлогорск - небольшой промышленный город, 70 тысяч жителей заняты, в основном, в химической и целлюлозно-бумажной промышленности. В магазинах цены примерно как в России. Нужно только убирать два нуля, так как отношение российского и белорусского рубля - 1 к 100. Кстати, из-за этого некоторых наших соотечественников "наказывают" в белорусских магазинах. Покупает человек товар на 100 рублей "по-нашему" (то есть на 10 тысяч белорусских), дает местную 50-тысячную купюру, а ему сдачу - не 40 тысяч, как надо, а 4. Нули не сосчитал - и пошел. Один убыток от таких покупок.
Мы старались в магазинах все нули считать правильно. Покупали в основном местную молочную продукцию - творог, кефир, йогурт - она очень вкусная и дешевая. Супруга пришла в восторг от цен на белорусскую косметику - в 2-3 раза дешевле, чем в петрозаводских магазинах.
Бензин АИ-92 в Беларуси стоит на наши деньги 28,70 за литр, зато на заправках, как нам сказали, никто и не подумает разбавлять топливо - с этим тоже порядок, не надо, как у нас выбирать - эта заправка "хорошая", а та - "плохая".
Но сами белорусы ездят в основном на дизельных иномарках и удивляются, почему русские так любят бензиновые машины. Мой светлогорский друг Сергей, обладатель турбодизельного "Опель Сигнум", сказал: "Я вас не понимаю. Ведь на дизеле такая экономия. Топливо дешевле - раз, расход топлива меньше - два, а в третьих, всегда найдется знакомый дядя Вася-тракторист, у которого можно перехватить соляру подешевле". Наверное поэтому, очень мало в Беларуси машин российского производства: те редкие "жигуленки", которые мы видели - еще советского производства.
Очень многое в Беларуси напоминает о Советском Союзе - герб и флаг республики, доски почета передовиков производства, названия кинотеатров и магазинов, отношения между людьми. Возможно, так было бы и у нас, если бы 20 лет назад не закончилась история СССР. При этом все-таки создается ощущение, что ты не в "совке", а в Европе. Если брать для сравнения советскую историю - так было, например, в республиках Прибалтики.
Вложение:
IMG_5524.jpg
Часть 4. Светлогорск-Запорожье. 800 кмПосле отдыха, общения с друзьями и знакомства с городом, мы решили продолжить наш путь. Следующая остановка - Запорожье, где живет другой мой школьный товарищ - Денис.
Оказалось, что таможенный переход "Новая Гута", через который въезжают на Украину по трассе Е-95, в этом году находится на реконструкции, люди стоят сутками в очередях. Поэтому мой белорусский друг Сергей посоветовал нам ехать в Украину через МАПП "Комарин", что в 200 километрах от Светлогорска. Этот пункт пропуска открыли специально для работников Чернобыльской АЭС - через территорию Беларуси украинским атомщикам было ближе ездить на работу.
Предполагалось, что больших очередей там не будет. Утром, преодолев за 30-40 минут очередь с белорусской стороны, мы подъехали к огромному мосту через реку Днепр - белорусско-украинской границе. Здесь на 40-градусной жаре мы простояли шесть с половиной часов в огромной очереди на МАПП "Славутич", пока не въехали в Украину, еще раз убедившись, что таможни лучше проезжать ночью.
Вложение:
IMG_5681.jpg
Несмотря на наши опасения, никакого тотального досмотра не было - вскользь взглянули в багажник и пропустили, личные вещи интереса для таможенников не представляют.
После прохождения таможни мы немного перевели дух и поехали дальше - в сторону Чернигова, затем вновь выехали на автостраду Е-95, по которой множество машин с российскими номерами летело в сторону Одессы, а мы неподалеку от Киева, повернули в сторону Борисполя и далее - на Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье.
Дороги в Украине напоминают российские: федеральные - получше, региональные - похуже. Такого порядка во всем, как в Беларуси, уже не наблюдается. По обеим сторонам дороги - степи, перелески, поля кукурузы и подсолнечника. Воздух сухой и жаркий.
92-й бензин стоит в среднем 7,5 гривен (1 гривна примерно 4 рубля), то есть на наши деньги около 30 рублей. Поэтому так же, как мы заправлялись "под завязку" в России перед Беларусью, мы заправились в Беларуси перед Украиной.
Темнота застала нас в пути, и мы, уставшие и от дороги и от многочасового стояния на таможне, решили сделать остановку на ночлег возле придорожного кафе. Утром следующего дня нас первый раз остановили местные сотрудники ГИБДД - по-украински ДАИ. Это случилось на въезде в Днепропетровск. Инспектор указал, что мы не по правилам едем с ближним светом ("это вы у себя, в России, привыкли ездить с ближним светом") и у нас нет значка "RUS" на заднем стекле. Договориться мы никак не могли, рубли на гривны мы еще не поменяли, для оплаты у нас была только пластиковая карта. Поняв, что взять с "клиента" нечего, "даишник" нас отпустил.
Это была наша единственная встреча с представителями автоинспекции за все 5 тысяч километров автопутешествия. Через час после нее мы въехали в Запорожье.
Вложение:
IMG_5754.jpg
Город поразил нас своими размерами, один проспект Ленина протяженностью более 10 километров чего стоит! Конечно, захватывает дух зрелище плотины ДнепроГЭСа, этой всесоюзной стройки 30-годов прошлого века. По городу ездят тысячи машин местного производства - "Запорожцы-Таврии" разных модификаций, "Шевроле" (Авео, Лачетти).
Наши друзья как раз живут в спальном районе неподалеку от Запорожского автозавода. После теплой встречи и долгих разговоров (а поговорить было о чем, ведь "вживую" мы общались с Денисом 20 лет назад), было решено спланировать наш дальнейший отдых. Денис позвонил в один из гостевых домов на побережье Азовского моря и заказал нам номер. Администратор на том конце провода пообещала "Будете жить как на Майами".
Мой запорожский товарищ немного рассказал мне о том курорте, куда нам предстояло поехать. Местечко Кирилловка находится в 150 километрах от Запорожья и считается лучшим местом отдыха в Запорожской области. Чистое теплое море и две песчаные косы (Федотова коса и Пересыпь), растянувшиеся на десятки километров - вот главные преимущества Кирилловки, которая кстати не очень "раскручена" в России. Еще Кирилловка знаменита новым открытым аквапарком, самым большим на Украине.
Часть 5. Запорожье-Кирилловка. 150 км.Утром 16 августа мы выехали в Кирилловку, предвкушая отличный отдых. На придорожных рынках нам предлагали виноград, дыни, арбузы. Цены просто радовали - арбузы на наши деньги - по 2 рубля за килограмм, дыни - по 3 рубля.
Через пару часов мы прибыли в гостевой дом "Бригантина". Увиденное нас не разочаровало. Номер на четверых с кондиционером, душем, туалетом, телевизором, холодильником. Под окнами шумит море, спускаешься с крыльца - и сразу попадаешь на пляж.
Вложение:
IMG_5787.jpg
За удовольствие пришлось заплатить недешево, номер обошелся нам в 550 гривен в сутки (2200 рублей). А самые дешевые "апартаменты" обошлись бы нам в 2,5 раза дешевле, но там, как говорится, "удобства во дворе".
Вообще, на Украине местные жители довольно негативно относятся к русским туристам, считая их наглыми, кричливыми, всем недовольными. "Приезжают из Питера и Москвы на крутых машинах с большими деньгами" - примерно такие мнения мы выслушивали от украинцев. Мы же сразу говорили всем, что мы из Карелии, тем самым дистанцировав себя от "москалей". На местный манер нас называли "карэлы" и отношения складывались более благожелательно.
Питание в гостевом доме не предоставляли, но на улице и на пляже наряду с продавцами вареной креветки, пахлавы и кукурузы, время от времени появлялись бабульки и дедульки с домашней едой, услугами которых мы пользовались за очень небольшие деньги. Например, поесть на ужин вкусных вареников домашнего приготовления нам обходилось в 100 рублей на четверых.
Само море в Кирилловке очень чистое, сине-зеленое и не такое мелкое, как например, на побережье Краснодарского края, а уж о цвете воды и говорить нечего. В Ейске морская вода Азова вообще кажется коричневой. Песчаное дно и песчаный же пляж дополняют курортный пейзаж Кирилловки, а соленый морской воздух и яркое солнце только усиливают ощущение полной идиллии. Мы провели на море 4 дня - больше не позволял короткий отпуск, но запомним их надолго. Одни позитивные эмоции!
Вложение:
IMG_5798.jpg
Вложение:
IMG_5846.jpg
Часть 6. Путь обратно. 2500 км.Стартовав из Кирилловки 20 августа, мы с остановками и отдыхом в тех же, уже упомянутых выше местах - Запорожье, Светлогорск, Кронштадт - за 4 дня добрались домой. И попали из лета в осень - прохладная погода, неприятный ветерок, моросящий дождь. Вот мы и дома!
Подведем итоги путешествия. Проехали 5000 километров по дорогам России, Беларуси, Украины. Ни разу не поломались - что удивительно, учитывая что ехали на продукции отечественного автопрома (правда, после поездки, некоторые изношенные детали пришлось заменить). Получили огромное удовольствие от общения со старыми друзьями, несколько полных мешков впечатлений от увиденного, а также приятный южный загар.
Теперь денежная составляющая. Затраты на ремонт и обслуживание автомобиля до и после поездки - 6 тысяч рублей. Стоимость автостраховки "зеленая карта" - 450 рублей. Бензин на всю поездку - около 9 тысяч рублей. Расходы на питание на всю поездку - около 10 тысяч рублей. Проживание на курорте (4 дня по 2200 рублей) - 8800 рублей. Итого: 34250 рублей. Получилось достаточно бюджетно, а с учетом наших скромных доходов - вполне приемлемо. Надо учитывать и то, что мы сэкономили на проживании по ходу следования, если бы мы ночевали в гостиницах, а не у друзей, расходы бы возросли на 15-20 тысяч. Но на то они и друзья, чтобы помогать в трудную минуту!
На следующее лето наши украинские друзья зовут нас в Крым, говорят, летом там просто сказка. А что, нам теперь не слабо!
Авторский текст без сокращений