Сплав по Шапше
07/10/2004-08/10/2004
Сплав проходил в октябре месяце после продолжительных дождей. Маршрут условно поделен на 4 части: 1. оз.Шапшезеро – мост на ст.Деревянка. 2. мост на ст.Деревянка – мост на ст.Нырки.
Участок 1. 10.30 – приезд в Шапшезеро пригородным автобусом Петрозаводск-Шапшезеро. Выезд с автовокзала г.Петрозаводска. Чапаева, 1. Ехать 60 минут. 10.42 – выход к озеру, берега сильно заболочены хороший выход к месту для сбора лодки надо было искать. Лучше выходить на предпоследней остановке Шапшезеро-1, и выходить к северному берегу озера, меньше плыть по озеру до устья р.Шапша. 11.07 – старт. [6] 11.37 – устье р.Шапша [14]. Вход в устье свободный, глубина не менее 1 метра, через 10 минут хода по руслу построена искусственная плотина ([16]11.46), которая держит уровень в озере и позволяет заплывать на деревянных лодках, препятствие обносится. По ходу русла до плотины много колов для самоловок на щуку. 12.15 – просека (старая дорога) [29], отсюда начинала старт группа… Моста нет. Осмотр 5 минут. От устья до просеки, кроме плотины, завалы отсутствуют. Берега заболочены, присутствуют оросительные канавы и ручьи показанные на карте. Ширина русла не менее 1,5 метров, местами до 6 метров, глубина не менее 0,7 метра. Река относительно прямая, не петляет. Уровень воды по отношению к паводковому периоду – 0,3-0,5 м. Течение слабое. 12.33 – бобриная запруда [35], проход сливом. В паводок скорее всего не заметна. 12.38 – завал [37], после завала течение убыстряется, вход в шиверу (на карте не отмечена) залесенные берега подходят к руслу. Вследствие, количество завалов увеличивается (у нас их было 3). Глубина реки - не менее 0,5 м. 13.06 – течение еще более увеличивается [42], русло расширяется 4-6 метров, глубина падает, необходимость провода лодки (150-200 метров), возможен обнос, дно каменистое, глубина до 0,5 м. 13.25 – русло сильно сужается, начинает петлять, иногда приходилось проталкиваться между берегами, среднее 3 метра. Течение ниже среднего, глубина более 1 метра. Местами русло разбивается на протоки, основное русло сильновыраженно. Берега высотой до 0,3 м, поросли травой, в паводок их подливает водой. Присутствуют канавы показанные на карте. Следы деятельности бобров, запруды [47-48]. Поваленные деревья могут требовать обноса в зависимости от уровня воды. Все запруды прошли самосливом, без проводки, в половодье их скорее не заметно. 14.05-15,05 – встали на перекус [49], у бобров в этом месте завалены через реку 2 березы, завал свежий, требуется обнос. Жгли костер, вырубили два кола к весельным лопастям. До этого проходили на «родных» веслах к лодке. Местами, в связи с сужением берегов весла от лодки не входили в русло. 15.15 – бобриная запруда [50], лодку провели. Течение слабое, река сильно петляет, местами завалы, в половодье проходимы. 16.25 – просека [53], перегорожена несколькими березовыми стволами, обнесли, вход в шиверу №1 по карте {Ш1}. Шивера [54-63], течение относительно сильное, ход лодки замедлялся тем, что практически все русло заросло осокой, один раз пришлось протаскивать лодку сквозь осоку метров 10. Скорость сплава очень приятная. И про осоку, я такой здоровой осоки не видел ни когда. У некоторых экземпляров толщина листа достигала 3-4 см! Листья длинные, стелятся по воде, есть стоячие. Проход этого места вызвал очень интересные чувства, просто сказка какая-то. Летом там, наверное, все сочно зеленое и вообще невообразимо! В половодье этой осоки скорее не видно, шивера проходится на одном дыхании. Река относительно прямая, резких поворотов и завалов нет. Глубина до 0,7м, дно каменистое. При прохождении обратить внимание на коряги и колья, которые местами встречаются. 16.42 – выход из шиверы [64] отмечается бобриной запрудой. Проводка. В половодье скорее не заметна. Шивера №2 отмеченная на карте {Ш2} слабовыраженная. 16.56 – некоторый завал [66], обнос с любого берега плохой, лодку протаскивали через, в половодье может быть проходим. Далее река спокойная, местами залесенные берега подходят к воде, высота до 0,3 м, глубина реки не менее 1 м. 17.15 – мост на ст.Деревянка [70], течение умеренное, проход под мостом возможен слева, правый кажется более удобным, но есть острая коряга под водой и прочие пакости (торчащие сваи и скобы) проявить осторожность, осмотр приветствуется, на большой воде с сильном течении лучше обнести по-моему. Тут же: урочище Шапша-Деревянская [69] видимо 500 метров, есть кладбище за ручьем Елчин, метрах в 700 за мостом по левому берегу. Осмотр, перекус 20 минут: есть стоянка [73], мост проходим для автотранспорта, выглядит довольно ветхо [72]. От моста река сильно идет в петлю, русло перекрыто бревном [74], необходим обнос. Удобный обнос прямо от моста по левому берегу на срез петли русла, метров 30. Место обноса ровное, заболоченное, смотреть под ноги, имеются ямы, кустарника мало. От моста обнос составил 2 минуты.
Общие выводы по первому участку Шапшезеро-мост на ст.Деревянка: Общий перепад высот 10 метров 180м – Шапшезеро, 170м - мост на ст.Деревянка. Общее протяженность отрезка по руслу (от истока реки) не менее 9 км. Участок за исключением стоянки (1 час) пройден за 5 часов. По озеру 1 км – 30 минут. Дно реки – ильное, за исключением двух мест, указаны выше. Река в верхней части от истока практически прямая, завалов мало хорошо проходится. Берега заболоченные, в весенний паводок заливаются. Вопреки туристской водной энциклопедии – сплав с Шапшезера возможен! Группа… не рискнула сплавляться с Шапшезера в мае 2002 года, оказалось напрасно, выход к реке группой был осуществлен от д.Шапшезеро через просеку до русла реки, расстояние пройденное пешком 3-3,5 км, метров 400 по заросшей просеке. Мы рискнули «не глядя», осенью, с возможностью тащить лодку 2 км по болотистому берегу, риск оказался оправданным )). Далее следует классическая средняя река южной Карелии (тип Мужалки, Остречинки), ширина русла 2-4 метра, с условно слабым течением, место обжитое бобрами, берега ровные, местами заболоченные, свободные от древесной и кустарниковой растительности 5-20 метров, в весеннее половодье заливаемые пойменными водами. Лес преимущественно березовый, старые вырубки. Перепады воды «выедаются» бобриными запрудами. Местами, где течение ускоряется растительность подходит к берегам, в таких местах встречаются завалы. Основная достопримечательность шивера с осокой, место просто волшебное, к сожалению, весной это, как мне кажется, не ощутимо. Прочее может показаться интересным для любителей оросительных канав, завалов и бобриных запруд. Кстати, плотность и качество бобриных запруд ощутимо меньше чем на Остречинке. По описанию … на этом участке проблем с завалами и запрудами у группы не было совершенно ни каких, участок они прошли быстро без обносов. В принципе можно рекомендовать сплавляться с этого моста, доехать из Петрозаводска можно заказав маршрутное такси, максимум 400 рублей (такса 8 руб/км, 2004 год), можно дешевле. Участок 2. 17.35 – старт. Течение умеренное среднее. 17.42 – ручей Елчин. Входит мощной узкой глубокой струей. Издалека не заметен. После урочища, берега поднимаются, переход в еловый пролесок [77], местами деревья нависают над водой [79]. Далее завалов нет, встречаются упавшие в реку деревья, ширина русла увеличивается до 5-7 метров, течение среднее. Какой-то шутник повесил пластиковую 1,5-л бутыль с землей на ветку, над водой [78]. Высота 1,2м над уровнем, заметно, что весенний паводок ее захватывал. 18.10 – лесовозная дорога [80], скорее бывшая квартальная просека (отмечена в Атласе пунктиром). В засуху – брод. Выходили осмотреться. Есть костровище [82]. В этом месте сильный изгиб реки, здесь приглядно подмыт левый берег [81], высота около 3-х метров. Смотрится завораживающе. Течение несколько ускоряется. 18.20 – стоянка «Подбитый запорожец» [85-88], осмотр 5 минут. На правом берегу реки, перевернутый на бок, без колес и мотора стоит наш любимый ЗАЗ. По ходу у него отвалился задний мост, и на нем не смогли уехать обратно. Дорога – видимый зимник, колея сильно разболтана. Видимый переход дороги на другую сторону реки присутствует. Место смотрится крайне эффектно, вышли пофотографироваться. Имеется оборудованная стоянка, костровище, запас дров. Много пустых бутылок спиртосодержащего. У кого-то была занимательная рыбалка походу. 18.39 – завал [90], пытались разобрать, плюнули, лодку провели. По весне проходимый. 19.20 – реку перегораживает толстый ствол сосны с сучками [91], обнос не удобный, обносили справа. Также была пара незначительных завалов, обносили. Весенним паводком мелкие завалы скорее смоются или будут не заметными. Течение среднее. 19.22 – ручей Киндос [92-93], входит спокойно, довольно широкий. Фотографии получились плохо ((. 19.27 – ручей Гейн [94]. Вход более напорный, чем Киндос, но более узкий. Начинает смеркаться, ищем место для стоянки. Течение среднее. 19.34 – по левому берегу береза с большой каппой [95]. 20.05 – встаем на ночлег по правому берегу. Немного о ночевке: Очень быстро темнеет, до темноты, минут 10-15, собираем дрова, рубим лапник под палатку, готовим и ставимся уже при свете костра, есть фонарик. Место выбрали в молодом ельнике. Дров мало, сырые, нашли только одну еловую сушину. Но мы ребята не прихотливые. Я принял 100 грамм, Шеф – закодированный, не пьет, как оказалось напрасно. Ночью вдарил первый заморозок, до -5 С0. С учетом того, что Шеф забыл дома спальник (дома выдал ему одеяло из верблюжьей шерсти), и шерстяных шапок он не признает. Короче итогом: бедолага подпростыл и подзамерз малость (выводы делаем сами). Весь следующий день он был смурной и грустный. Подмораживать стало часам к 22.00, в пакете с соком появились льдинки (назвали коктель «На любителя»). Пришлось в темень идти к лодке, ставить на попа, подкладывать лаги, чтобы резина к земле не примерзла. Подход оказался правильным, утром вся лодка была покрыта льдом, поскольку не успела обсохнуть, лаги отошли без сюрпризов. Шеф ушел спать около 23.00, я до первого часа медитировал и шаманил у костра, под дозой долго не могу уснуть. А небо было звездное-звездное… Погода первого дня сплава стояла преимущественно солнечная, местами пасмурная, дождя не было, что и обусловило заморозок. Проснулся в районе 6.00, мороз стоял, темень, вода в бутылке замерзла. Размыкаюсь и разжигаю костер, неспеша готовлю хавчик, проверяю лодку, батарейки в фонарике сели. Шеф вылез из палатки в начале девятого, по-прежнему темно. Питаемся, собираемся, молча ждем, когда начнет светать. Сплав в октябре все-таки для любителей экзотики. 9.31 – старт [100]. Река после впадения Гейна и Киндоса существенно расширилась 5-10 метров. Скорость течения от слабого к среднему и наоборот. При среднем течении можно выделить несколько струй. Дно песчано-илистое. Когда рассвело, с воды поднимается пар, трава на берегах в инее и тишина… К 10 утра ее начали нарушать какие-то пернатые. Ощущения сильно отличаются от весеннего сплава и они стоят того чтобы их поймать [101-103]. Капли попадающие на лодку замерзают на глазах, когда подплывали к мосту на ст.Нырки борта лодки были все во льду. Солнце еще не вышло. По пути до моста для забавы покидали спиннинги. 10.55 – мост на Нырки [104-105].
Кое-что почистил.....
_________________ Съел бобра - спас дерево!
|